Анализ
работы библиотеки
МОУ Ступишинская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя РФ С.Н. Морозова
за 2010 - 2011 учебный год
На 2010-2011 учебный год библиотекарем были поставлены следующие задачи:
1. Привлекать обучающихся к систематическому чтению с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы.
2. Формировать у детей навыки независимого библиотечного пользователя.
3. Продолжить работу по пополнению и сохранности библиотечного фонда,
формированию общешкольного заказа на учебную и другую литературу, проведение
подписной компании на педагогические издания.
4. Расширить контакт с районной, сельской и школьными библиотеками.
Вся работа школьной
библиотеки была направлена на реализацию этих задач.
Традиционно, как и в
отчетном году, библиотека работала по различным направлениям. Приоритетными были следующие направления:
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
- учащиеся начального звена -22 человека;
- учащиеся среднего звена -64 человека;
- учащиеся старшего звена -9 человек;
- педагогические работники - 17 человек.
- другие читатели – 20 человек
Всего обслуживалось -132 читателя
Библиотека осуществляет прием, систематизацию, техническую обработку новых поступлений. Ведется учет книг, полученных в дар школе от учителей, учащихся, родителей. За 2010 - 2011 учебный год в фонд библиотеки поступило 74 издания.
Из них: художественной литературы - 10 шт.
методической литературы - 8 шт.
учебников - 56 шт.
.
|
2010-2011 |
2009-2010 |
Посетило человек |
2002 |
2114 |
Выдано книг |
2324 |
2435 |
Ср. посещаемость в день |
12 |
16 |
Ср. книговыдача в день |
11,8 |
13,5 |
Анализируя данные, можно отметить, что посещаемость и читаемость понизились в связи с тем, что уменьшилось число детей, обучающихся в школе.
Все обучающиеся были обеспечены учебниками. За счет школы обеспечены 71% обучающихся, остальные учебники для своих детей приобретают родители.
Прививая бережное отношение к учебнику и книге, удалось добиться неплохих результатов. Ребята бережно относятся к книгам, вовремя сдают в школьную библиотеку.
Уже в течение нескольких лет в школе в конце учебного года объявляется акция «Подари учебник школе». Общее количество учебников, подаренных детьми школе, составляет более 60 экземпляров.
В этом году не было подписных изданий. Выписали только газету «Кузбасс». Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. Наряду с художественной литературой, пополнился фонд учебников. Пополнению фонда учебной и художественной литературой так же способствует проведение ежегодной акции «Подари учебник школе». Благодаря этому учащиеся школы на 71% обеспечены бесплатными учебниками. Недостающие пособия родители могут приобрести по низкой цене на ярмарках продажи учебников.
В следующем учебном году школьная библиотека планирует изменить задачи и направления работы, в целях достижения лучших результатов.
Для привлечения обучающихся к систематическому чтению в течение года в библиотеке проводились различные обзоры книг и периодических изданий, такие как : «Обзор новинок», «Это интересно», «Приятный вкус здоровой жизни», «Любовь волшебная страна» и др.
Также с обзором литературы по различным темам библиотекарь приглашался на методические объединения классных руководителей и учителей начальных классов. Выполнялось постоянное информирование педагогического коллектива о новом поступлении в библиотеку.
Библиотека стремится максимально учитывать интересы читателей и пользователей: выдача художественной и учебной литературы для чтения в каникулярное время, обеспечение педагогической и учебной литературой родителей учащихся образовательного учреждения. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации давно осуществляется на практике: это не только справочники и энциклопедии, детская литература, но также школьная медиатека, Интернет. Благодаря доступу к Интернет-ресурсам в библиотеке, учащиеся могут быстро получить необходимую информацию к уроку. Большим спросом со стороны читателей пользуется электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
В целях повышения читательской активности использовались разнообразные методы массовой, групповой и индивидуальной работы.
В этом году большая часть мероприятий была посвящена нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся. Положительно оценены познавательные часы: «Великолепная девятка», «Зверьё моё», « Путь к звёздам», игра – путешествие с 5-7 классами « Зажги звезду добра!» и др.
Интересное мероприятие прошло во время празднования Недели детской книги. Это путешествие «Я с книгой открываю мир».
К знаменательным датам и к юбилеям писателей оформлялись тематические и занимательные выставки. Также обновлялись и пополнялись постоянные тематические выставки.
Формирование у детей навыков независимого библиотечного пользователя идёт через занятия по информационной культуре, которые библиотекарь проводит согласно тематическому планированию.
В течение года библиотекарь участвовала в работе педагогических советов и методических объединений. Самообразование библиотекаря осуществляется через изучение критической литературы, профессиональных журналов «Школьная библиотека», «Читаем, учимся, играем» и газеты «Библиотека в школе».
В 2010-2011 учебном году библиотекарь приняла активное участие в реализации проекта «Создание общедоступного банка данных в поддержку общего среднего образования Кемеровской области» на базе Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Библиотекарем получен Сертификат об участии в этом проекте. В этом году продолжила создавать базу данных «Начальная школа» в программе MARC-SQL «Школьная библиотека».
Актив библиотеки регулярно ремонтировал книги и учебники, помогал расставлять книги в фонде, активно участвовал в массовых мероприятиях, проводимых библиотекой.
Важной является индивидуальная работа по формированию читательского интереса учащихся школы. Изучение состояния читательского спроса, необходимость максимального удовлетворения запросов читателей позволило сделать следующие выводы: осложняет работу библиотеки отсутствие подписных изданий для обучающихся, а также новой художественной литературы для младших школьников. Поэтому библиотекарь ставит на следующий учебный год определенные задачи:
Кроме
того, следует обратить внимание на проблему совместной деятельности педагогов и
библиотекаря, которая активно осуществляется
только в начале учебного года. В течение учебного года совместная деятельность
педагогов и библиотекаря идет на убыль. У современной библиотеки особая миссия – полноценное
информационное обслуживание учебного процесса. Чтобы школьная библиотека заняла
подобающее ей место в образовательном пространстве, она должна стать
информационным центром образовательного учреждения, где сосредоточены все
информационные ресурсы. На данном этапе имеются все необходимые ресурсы. Для
осуществления этой задачи необходимо в следующем учебном году тесное сотрудничество
библиотекаря и педагогического
коллектива по следующим направлениям:
·
Совместная работа библиотекаря и педколлектива по подписке профильных периодических изданий.
·
Подбор литературы, подготовка и
проведение мероприятий к знаменательным датам, классным часам, беседам.
·
Совместный подбор учебной, научной
литературы по профильным предметам (подготовка к олимпиадам, к ЕГЭ).
·
Совместная работа научных
руководителей и библиотеки по составлению рекомендательных списков литературы к
исследовательским и рефератным работам
учащихся школы.